Понедельник, Май 29, 2017
   
Text Size

Поиск по сайту

Болонский план Путина

Болонский процесс, развивающийся в России, как бы направлен на увеличение доступности образования, а также повышение его качества «при сохранении и развитии достижений и традиций». Но надо заметить, что с традициями мы уже торжественно покончили. Остается только объявить Толстого вредным большевистским писателем, как Прохоров объявил Forbes «большевистской газетой»…

Мы очень резво перестраиваемся на «новые рельсы», не подумав о том, как совместить их с нашей системой. Переход на двухступенчатую систему высшего образования — деление привычного специалитета (обычное вузовское образование) на уровни бакалавра и магистра — только усложняет жизнь студентов. Бакалавриат (4 года) воспринимается как неоконченное образование. Для того, чтобы выглядеть состоявшимся специалистом в какой либо области нужно непременно окончить магистратуру (6 лет). Это означает дополнительную трату сил и нервов на поступление, оплату лишнего года учебы. Причем студентам фактически не оставили выбора, поскольку рынок труда критически не готов к тому, чтобы принимать новый вид кадров – бакалавров. Их фактически приравнивают к выпускникам средне-специальных учебных заведений. Но у последних есть какая-никакая техническая специальность, и они будут более востребованными. А в лице бакалавров мы получаем новую категорию работников, которые никому не нужны.

Вот еще один пример: переходя к прототипу европейских модульных систем, НИУ ВШЭ предлагает своим студентам, начиная со второго курса обучения, самостоятельно выбирать набор дисциплин, которые им наиболее интересны и полезны. При этом из предложенных 15 курсов для потока студентов из 70 человек откроется в лучшем случае 3, поскольку предмет открывается, только если его выберут не менее 20 человек. Вот и получается, что в этом семестре тебе повезло, и ты попал на тот курс, который хотел. Но это совсем не гарантирует, что ты сможешь выбрать его продолжение или даже предмет по той же теме в следующий раз. Какой тогда смысл предлагать 15 предметов, если по сути выбора нет?

Перевод на «международный стандарт» кандидатов и докторов наук также остается открытым вопросом, поскольку там существуют непреодолимые на данный момент расхождения в образовательном процессе и процедурах присвоения степеней.

То есть в очередной раз тупые кальки с Запада у нас работают бездарно.

Разумеется, нам известны аргументы «вштыренных либерал-консерваторов»: Учиться, учиться и учиться — не развалитесь и 6 лет; Христос терпел и нам велел; я в свое время уголечек разгружал.

И ладно, если бы эти 6 лет образования давали возможность найти нормальную работу… однако она есть только в самых больших городах, и то у меньшей части выпускников. Но тут есть еще один контраргумент: ведь учатся не только ради работы, нужно получить полноценное образование для себя.

Так вот: полноценное образование вы, умники, можете получить и без шестого и двадцать шестого года обучения. Посмотрите на людей, которые получают второе и третье образование, поступают в аспирантуры, лишь бы не сталкиваться лоб в лоб с суровой и убогой реальностью — российским рынком труда. Много вы среди них видите — уж не говорим интеллигенции — хотя бы образованщины? Как говорил Борат, не очень.

В общем, переход на новую систему имеет, пожалуй, один плюс. Он фактически толкает нашу молодежь на то, чтобы она, закончив бакалавриат, ехала в Европы и там доучивалась в магистратурах. А там уже проще найти работу и жить в шоколаде. Этот «план Путина», возможно, не очень патриотичный, зато вполне либеральный и гуманный.

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

  © 2012–2014 Журнал Трутень.