Понедельник, Июль 24, 2017
   
Text Size

Поиск по сайту

Я за ЕГЭ

Вы можете кидать в меня помидорами и тухлыми яйцами, но я — ЗА ЕГЭ. Пусть подавляющее большинство общества и профессиональное сообщество, к которому я принадлежу, со мной и не согласится. У нас принято подхватить какую-то мысль, не особенно вникая, и везде её транслировать. А обоснование у вас есть для мысли? У меня – есть.

Противников ЕГЭ можно условно разделить на следующие группы:

1)    Представители ВУЗов;
2)    Профессиональное школьное сообщество;
3)    Родители;
4)    Обучающиеся;
5)    Общество в целом

Мнение общества в целом, понятно, зависит от мнения категорий 1-4.

1)  Можно много и красиво говорить о том, что ВУЗы заинтересованы в умных студентах, чтобы продвигать науку и прочее, а им сплошь подсовывают безграмотных выпускников с купленными 100 баллами, и умным абитуриентам дорога в ВУЗы закрыта. Есть такой момент — знакомые из престижного московского юридического вуза рассказывали, что абитуриенты из кавказских республик пачками к ним валят, именно с этими 100 баллами.

Но, во-первых, это проблема небольшого количества ВУЗов, во-вторых, учебное заведение вправе проводить собеседование или иную дополнительную форму вступительных испытаний, и нежелательных абитуриентов можно отсеять. И вообще, формы и методы бывают разные, вплоть до «числишься кандидатом в студенты до первой сессии, на которой ты должен подтвердить свои баллы».

На самом деле мотив многих преподавателей – обычная корысть. Много-много лет ВУЗ был кормушкой для руководства и ряда преподавателей. Места расписаны на годы вперед. Система репетиторства. А тут прикрыли лавочку… Когда у вас кусок хлеба изо рта вырывают, вы конечно будете возмущаться.

А ЕГЭ стал социальным лифтом для ребят из умных, но не слишком состоятельных семей. Не устаю рассказывать всем, как сын коллеги, очень умный парень, по баллам прошел на юрфак МГУ, СпбГУ, а нашего Воронежского университета — НЕТ. Потому что в МГУ и СпбГУ еще совесть есть, а в Воронеже — уже нет. Ну и зачем ему этот Воронеж? )

2) Профессиональное школьное сообщество тоже против. На то есть ряд причин, намного более широкий, чем у ВУЗов. Во-первых, по инерции: школа очень консервативна — абсолютно во всём.

Во-вторых, в связи с тем, что школы между собой сравнивают, в первую очередь по учебным показателям, более того, по показателям выпуска. И если раньше при проверке сочинения или контрольной работы по математике можно было ребенку помочь-подсказать, чтобы он получил нужную оценку, то теперь не поможешь. Но, кстати, и тут педагогическое сообщество находит лазейки – например, в нашем районе вышел негласный приказ детей на ЕГЭ по русскому и математике не прессинговать, и все, кому надо было, всё, что нужно было, списали. И по району показатели повыше, чем могли бы быть.

В-третьих, ЕГЭ — это больше ответственности. Раньше поступление в ВУЗ школу не касалось, а теперь — напрямую. Но и тут есть выход. Русский и математика — ещё куда ни шло, больше всего учебных часов выделяется именно на них, остальные предметы — это уже как получится. За 1 час в неделю физику, например, не выучишь — нанимайте репетитора.

Еще один важный аргумент против ЕГЭ: подготовка к экзамену требует простого  натаскивания, и дети не учатся думать, как это было в советской школе. Хм, я совсем немного проучилась при СССР, но подавляющее большинство учителей, которые меня учили в 90-е — это советские кадры. И ничего гениального в их преподавании я не заметила, хотя и училась в приличных школах.

Мои родители, так же, как и я, вспоминают двух, трех, четырех учителей, которые были действительно педагогами и учителями, а не просто урокодателями (есть сейчас такой термин). А основные методы преподавания? «Откройте параграф …, читайте, через 10 минут я вас буду спрашивать». Проверка знаний – простое пересказывание прочитанного.

А с учётом руководящей роли коммунистической партии — о каком развитии мышления, например, в гуманитарных дисциплинах, идёт речь?

4) (третья будет позже) Школьники. Конечно, они против ЕГЭ, впрочем, как против вообще любых экзаменов, потому что в ВУЗ хочется, а стараться для этого – нет. Как, впрочем, и большинству наших сограждан – чего стоит только знаменитая фраза «где бы работать, чтобы не работать».

Для чего идти в ВУЗ – это уже отдельный вопрос. Но я, как налогоплательщик, не хочу, чтобы на мои налоги давали высшее образование человеку, который пишет с ошибками, а после ВУЗа все равно будет, например, экспедитором работать, кладовщиком или водителем. Я очень уважаю и экспедиторов, и водителей, и кладовщиков, но зачем им «вышка» - ума не приложу. У всех свои таланты. И ребенку с золотыми руками надо идти на рабочую специальность в техникум – он там станет профессионалом и себя найдет, до 9 класса как-нибудь дотянет, общими усилиями, но зачем ему мучиться 10-11 классы, а потом еще в ВУЗе 5 лет – совершенно непонятно.

3) Родители – про эту категорию многое уже было сказано выше. Я, как практикующий учитель, не то, чтобы не уважаю родителей, но часто грустно вздыхаю – они и близко не представляют, до чего невежественны и ленивы их отпрыски. Не родится банан от яблони. И если в семье не принято читать, то, с огромной долей вероятности, ребенок читать не будет. И так – во всём. Но родители ведь хотят лучшего для своих детей, поэтому – только ВУЗ. А тут – ЕГЭ какой-то, который и купить сложно, и сдать сложно – средненьким и слабоватеньким как умом, так и физически, нашим детям.

Автор — школьный учитель, с 11 годами стажа в гимназии

Комментарии   

 
0 # Сергей Ив. 07.12.2012 18:49
Тесты это всегда натаскивание, России такая система сейчас не подходит
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
0 # serguei 08.12.2012 01:01
Если советское образование было неидеальное, это не значит что все нужно доводить до абсурда. В ЕГЭ может была заложена неплохая идея, но воплощение не удалось.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
0 # IsTeena 11.12.2012 00:08
Далеко не всем ВУЗам можно проводить дополнительные испытания, в том числе и собеседования. И список специальностей, где это разрешено, очень и очень ограничен - в основном, творческие профессии.
Так что ВУЗ может и хочет проводить доп. испытания, а не может.
До первой сессии - хорошо, но кто даст столько бюджетных мест, чтобы после первой сессии отсеять неучей и остались студенты? Нормальный человек наберет на пару баллов меньше и стобальников из Дагестана уже не обойдет.
В идее с ЕГЭ есть рациональные зерна, но дорабатывать ее еще долго. (А это сейчас уже даже с повестки дня в Мин. Образовании снято)
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
0 # Студент 30.12.2012 16:30
В принципе, мысли неплохие. Но вот, что касается поступления в ВУЗ, то все же в нашей стране поступают в основном по баллам. Проводить дополнительные испытания могут только ВУЗы с особым статусом.МГУ и СПбГУ. Остальные ВУЗы - только по определенным специальностям творческой направленности, будь то дизайн или журналистика. Так что, стобальники поступят. "Подтвердят свои стобальные результаты на первой сессии" - это вряд ли, по одной простой причине, на экзаменах в университете не будет чего-то, что было на ЕГЭ. Жизнь, а точнее учеба, скажем так, начинается с чистого листа. Можно забыть все свои предыдущие заслуги и начать работать с новыми силами. А насчет родителей и учеников правильно подмечено. Если нет желания учиться, то куда бы не поступил, все равно "выскочишь". А родителям нужно смотреть на своего ребенка не через "розовые очки", может быть по нему армия плачет.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
0 # Словесник 24.12.2013 22:27
Я ЗА!!! ЕГЭ по русскому языку. Во-первых, это гарантия выйти из школы пусть со средними, но все же знаниями по предмету (если тестирование заведомо честное, под контролем). Почему? Потому что тест по русскому языку без знания правил не напишет НИКТО! Навыки письменной речи и грамотности проверяются на умении написать небольшой текст-сочинение . Такое задание по силам КАЖДОМУ учащемуся и не требует дополнительных литературных способностей, без которых, кстати, не каждый осилит сочинение объёмом в восемь-десять страниц. А именно такое сочинение предложено вернуть в качестве выпускного экзамена.
Зачем же наступать на те же грабли?! Вспомните готовые шпаргалки с безграмотными текстами, которыми только ленивый не пользовался, а учителя хватались за голову, проверяя так называемые сочинения-близн ецы! Вывод. ЕГЭ заставил УЧИТЬСЯ! Но большинству учеников и родителей это пришлось не по нраву, одним не захотелось напрягать мозги, а другим платить репетиторам.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

  © 2012–2014 Журнал Трутень.