Среда, Апрель 26, 2017
   
Text Size

Поиск по сайту

Образование нужно расширять, а не углублять

В нашей стране инвестиции в образование теряют всякий смысл. Например, вкладываются деньги в увеличение учительского состава, однако большая часть «потенциальных учителей» идет работать не по профессии. Деньги ушли впустую.

Невозможно планирование развития отраслей — непонятно в какую профессию уйдут люди с тем или иным образованием.

Поскольку в основном люди работают не по профессии, в ВУЗах стремятся дать базовую платформу, и количество специализированных предметов сокращается. Но универсальность работника — это не очень хорошо. Такой работник потребует дополнительного образования на месте работы. То есть работодатель вынужден будет выполнять обучающую функцию. Соответственно, понижается заменяемость людей: нового человека берут с неохотой — его же надо будет еще доучить, потратить на это время, ресурсы...

Сейчас в программы ВУЗов действительно заложено очень много фундаментальных дисциплин. Но при этом использовать их будут лишь те единицы, которые пойдут в науку. Для всех остальных эти дисциплины лишь расширяют кругозор. Но времени на них тратится очень много. Объем — гигантский. Поскольку в дальнейшей работе эти знания не потребуются большинству, они забываются.

Правильней было бы показывать направления, рассказывать, что где используется, и при этом научить эффективно осваивать материал: уметь искать информацию, сортировать ее, вычленять главное, структурировать информацию, излагать тезисы и т.п. Тогда студент владел бы картиной в целом, и мог бы при желании углубиться в конкретную область, а при нехватке знаний в той или иной области — знал бы к кому обратиться.

Сейчас так идет обучение в технических науках: курс (например, теория вероятностей) теорема, доказательство, определение, лемма, теорема, доказательство... После такого курса даже у прилежного студента в голове куча информации, но где ее можно применить, почему именно такая последовательность теорем, откуда вообще были такие предположения, как развивалась наука и какие сейчас перед ней задачи — он не знает. Целостной картины о том, что сейчас творится с областью науки — нет. Если он не идет работать в соответствующую отрасль, то этой картины у него и не появится.

В техническом ВУЗе любой направленности любой учебник по специальности выглядит именно так: теорема-доказательство... как справочник. На Западе есть другая методика. Там сначала преподают, где это применяется на практике, почему возникла необходимость в этой теореме, при решении каких проблем она возникла. При такой методике сама формулировка теоремы и даже часто ее доказательство не требуют зазубривания. Они становятся понятны интуитивно.

Мне так видится решение этой проблемы:

Школа. Переориентация школьной программы на умение искать информацию, сортировать ее, вычленять главное, структурировать информацию, излагать тезисы, строить умозаключения на основе отобранной информации, аргументировать, составлять свое мнение и т.п. То есть на мыслительной деятельности. Причем материал, на котором отрабатываются эти умения, должен выбираться самим учеником.

Учителю не обязательно знать всё в области, которая интересна ученику. Важно отслеживать именно развитие умений. Для учителя важно представлять, как вообще можно развиваться в этой области, чтобы знать куда дальше направить ребенка.

Также в школе важно научить излагать свои мысли. Опять же — любые мысли. То есть научить пересказу, рассказу, письменному изложению, внятности и последовательности изложения, связной речи и т.п. Большая часть из этих задач в теории стоит еще в детском саду, но на практике даже выпускники ВУЗов иногда этим не владеют.

Кроме того, необходимо расширение кругозора. Это как раз то, к чему ближе всего настоящая школьная программа. Но я бы сделала предметы не такими глубокими, а более обширными. Показать динамику и развитие важнее, чем дать конкретные знания. Например, мало кому информация о структуре хромосом пригодилась в дальнейшем, мало кто ее помнит. Но знать, что такое вообще генетика, какие перед ней задачи, что интересного, нового и необычного можно узнать в этой сфере, зачем вообще заниматься рассматриванием этих механизмов наследования, общие принципы наследования – это может пригодиться.

Если школьные ученики будут обладать всеми этими навыками, то в ВУЗе уже можно расширять кругозор в более конкретной области. Обладая навыками самостоятельного изучения, умея работать с информацией, студент уже может заниматься саморазвитием. Задача ВУЗа в этом случае — не впихивать знания, а предлагать возможности.

ВУЗ. Программа ВУЗа тоже должна измениться. Кроме изменения самой методики подачи материала, которая была описана выше, ВУЗ должен заниматься практикой студентов.

Знания не должны даваться чистой теорией. Студент должен работать в той области, по которой получает знания. Тогда не потребуется обучения на работе. Вся специфика будет получена на последних курсах.

Но поскольку после второго курса идет сильное дробление, ВУЗ вряд ли сможет содержать столько узконаправленных специалистов-преподавателей. Здесь должны прийти на помощь новые технологии. Дистанционное общение. Опыт постройки такого дистанционного ВУЗа с преподавателями из разных мест есть. Uopeople.org. Создатель — Шаи Решеф. Причем, по словам Решефа за 5 лет проект выходит на самоокупаемость при цене в сто долларов за экзамен. Это государству обойдется гораздо дешевле содержания любого студента в обычном ВУЗе.

Комментарии   

 
+1 # VIK 11.12.2012 15:28
Все правильно, надо научить работать с информацией, чтобы человек мог сам выбрать, что ему нужно изучать более углубленно. Свобода - это возможность выбора.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

  © 2012–2014 Журнал Трутень.