Пятница, Сентябрь 22, 2017
   
Text Size

Поиск по сайту

Хорош учиться

Это пострашнее разжигания межнациональной розни и пособничества терроризму. Я хочу посягнуть на самое святое, выдвинуть совершенно бесстыжий лозунг: Нам надо прекратить делать культ из учебы. На протяжении десяти лет детей прессуют так, как не сумеет ни один офисный людоед-начальник...

А с 9-го класса начинается 9-й круг ада – подготовка к экзаменам. Более обеспеченным школьникам назначают по чертовой дюжине репетиторов… Многие дети сажают зрение, психику, они меняются, будто вернулись не из школы, а из Вьетнама 70-х.

Потом идут более расслабленные, но тоже нелегкие вузовские годы.

Затем наступает довольно унылая работа, на фоне которой многим хочется пойти получить еще какое-нибудь образование. Большинство почему-то желает стать психологами и/или фотографами. Однако психологи и фотографы хотят стать, например, бухгалтерами… 

Ради чего же все эти мучения?

Оставим пока теоретическую часть и остановимся на практике. Как правило, дети учатся, потому что их заставляют родители. Нередко люди, которые за всю жизнь не прочли ничего серьезнее романов с райскими садами или спецназовцами на обложках, а также инструкций к мобильному телефону, принуждают своих детей углубляться в знания до состояния невменяемости.

Насмотревшись вволю «Дома-2» и сериала «Школа», так называемые взрослые люди полагают, что интересы молодых людей ограничиваются мерзостью и нелегальщиной. Поэтому пусть лучше сидят дома и учат-учат-учат.

Кроме того, «бзик» взрослых людей о прелести высшего образования объясняется тянущимся из советского времени сомнительным желанием «получить поплавок, чтобы не в...бывать», то есть не заниматься физическим трудом. Хотелось бы напомнить им, что Леонид Ильич уже не во главе государства, и диплом не спасает ни от чего, как и его отсутствие ни к чему не принуждает. Поэтому не стоит втирать детям циничную ложь о том, что если будете учиться, станете успешными людьми и заработаете на яхту.

Успешность у нас зависит чаще всего (помимо протекции, непотизма и т.д.) от предрасположенности и страсти к практической деятельности. Будь то бизнес или работа в госкомпаниях: человек идет, узнает все на практике, никаких биномов Ньютона.

Да, характер российского социального устройства весьма абсурден и печален. И здесь мы переходим к теоретической части. Схема такова: мы учимся в школе, чтобы поступить в вуз. А ради чего поступать в вуз? Потому что без диплома трудно найти работу – ведь образование сейчас есть почти у всех. Но при этом качество образования в основном такое, что нормальную работу с ним не найдешь. Да и нормальных рабочих мест не так уж много, рынок труда очень слаб.

Что делать?

Можно добавить предметов в школьную программу, увеличить количество вузов и сделать высшее образование еще доступнее для всех. Тогда у всех граждан будет по три высших образования, а у продвинутых – по шесть. Однако судьбы людей от этого легче не станут. Мы получим лишь гиперинфляцию учебы и дальнейшую девальвацию образования.

Есть другой выход: надо уменьшать количество образования с тем же рвением, с каким Кудрин и Игнатьев в последние годы изымали деньги из экономики, чтобы обуздать инфляцию.

Я не имею в виду, что нужно закрыть школы и вузы в маленьких городах и отдаленных регионах. Напротив, там, где учебных заведений нет, их пора создать. Но при этом нужно сокращать число никчемных вузов, отзывая у них лицензии, как отзывает лицензии Центробанк у кредитных организаций.

Также нужно сокращать количество предметов в школе и позволять детям посещать только те предметы, к которым у них есть интерес и способности. Заменить зубреж осмысленным изучением любимых наук, будь то физика, литература, рисование или пение. Если у человека дикое рвение, например, к геометрии, нужно дать ему все возможности изучать ее углубленно. Но ему одному, а не всему классу.

Наконец, приблизить образовательную программу к практике, чтобы по окончанию вуза людям не приходилось бы все начинать заново.

А главное: хватит уже этого ленинского благоговения перед учебой и нелепого противопоставления отличников-либералов и троечников-чекистов. Все это очень далеко от действительности.

В качестве козыря приведу цитату из классика. В романе «Возвращение» герой Ремарка, учитель-фронтовик, отпускает детей из школы на весь день. Прислушайтесь к его мыслям:

Они пришли сюда неиспорченные, искренние, ни о чем не ведающие, прямо от своих лугов, игр, грез.

Ими управлял еще простой закон всего живого: самый живой, самый сильный становился у них вожаком, вел за собой остальных. Но недельные порции образования постепенно прививали им другой, искусственный закон: того, кто выхлебывал их аккуратнее всех, удостаивали отличия, объявляли лучшим. Его товарищам рекомендовали брать с него пример. Неудивительно, что самые живые дети сопротивлялись. Но они вынуждены были покориться, ибо хороший ученик – это раз навсегда идеал школы.

Но что это за жалкий идеал! Во что превращаются с годами хорошие ученики! В оранжерейной атмосфере школы они цвели коротким цветением пустоцвета и тем вернее погрязали в болоте посредственности и раболепствующей бездарности. Своим движением вперед мир обязан лишь плохим ученикам.

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

  © 2012–2014 Журнал Трутень.