Пятница, Июнь 23, 2017
   
Text Size

Поиск по сайту

Нравственность человечества все-таки растет

Войны, терроризм, репрессии и другое зло, свойственное нашему времени, убеждают нас, что мы пришли к моральному упадку. Однако австралийский философ Питер Сингер полагает, что нам не следует так пессимистично относиться к происходящему, и у нас есть все основания надеяться на лучшее нравственное будущее.

Тридцать лет назад Питер Сингер написал книгу «Расширяющийся круг», в которой показал, что круг морально сознательных существ расширился - сначала от племен до государств, затем до этнических групп, и далее до человечества в целом. А затем уже дело дошло и до животных.

Это без сомнения можно считать моральным прогрессом. Кому-то может показаться, что эволюция ведет к отбору индивидуумов, которые считаются лишь с собственными интересами и с интересами своих близких, ввиду того, что это логично на генетическом уровне. Но, по мнению Сингера, рассуждения о мотивах эволюции могут увести нас по ложному пути.

С одной стороны мотивы эволюции, безусловно, ведут к отбору тех индивидуумов, которые заботятся в основном о себе и близких - это может способствовать решению различных проблем, и выживанию человека в принципе. Но с другой стороны мотивы эволюции не ограничиваются преодолением каких-либо трудностей, пишет Сингер в своей статье «Становятся ли люди лучше?»

Человек постепенно начинает замечать, что окружающие, на которых раньше было плевать, на самом деле тоже люди, и к ним следует проявлять внимание. Таким образом, человек понимает, что исключать большинство людей из круга тех, по отношению к кому мы ведем себя морально, оказывается неправильно.
 
Недавно вышедшая книга Стивена Пинкера «Лучшее в человеческой природе» приводит веские доводы в поддержку такой точки зрения. Пинкер, профессор психологии в Гарварде, приводит результаты недавних исследований в истории, психологии, когнитивистики, экономики и социологии. Они подтверждают, что наш век менее жестокий, и более спокойный и мирный, чем любой предыдущий период человеческого существования.

Снижение уровня жестокости можно заметить, если рассматривать семьи, соседей, племена и государства. По существу, современные люди гораздо реже умирают насильственной смертью, или страдают от насилия со стороны других людей, чем люди в предыдущие века.

Многие сомневаются в верности такого заявления. Некоторым кажется, что раньше жизнь охотников и собирателей была проще, безмятежней, спокойней, чем наша. Тем не менее, осмотр скелетов, найденных археологами, показывает, что около 15% древних людей погибали от насильственной смерти. Для сравнения, в первой половине XX века две мировые войны привели к уровню смертности в Европе на уровне не более 3%.

Даже такие племена, которые археологи считают наиболее мирными – например, Семаи в Малайзии, Кунг в Калахари, и Интуиты в Центральной Арктике – показывают уровень убийств, сопоставимый с Детройтом (по статистике самый криминальный регион США). В Европе опасность быть убитым сейчас примерно в десять раз меньше по сравнению с тем, что было 500 лет назад.

Пинкер упоминает также «Эффект Флинна» - выдающаяся находка философа Джеймса Флинна о том, что результаты тестов на IQ значительно улучшились.

Средний результат IQ равняется 100. Если бы современный средний подросток прошел тест IQ в 1910 году, то получил бы 130 баллов, и опередил бы 98% тех, кто проходил бы тест тогда.

Сложно объяснить это повышением качества образования, потому что многие тесты затрагивают не словарный запас или математические способности, а оценивают способность к абстрактному мышлению.

По одной из теорий, мы показываем лучшие результаты в IQ-тестах, потому что живем в мире, богатом символами. Пинкер считает, что способность к рассуждению дает нам возможность дистанцироваться от нашего личного опыта, и формировать наши идеи абстрактно и универсально. Это в свою очередь приводит к большей моральной сознательности и заставляет избегать жестокости. Именно эта способность к рассуждению развилась в XX веке. 

Способность к рассуждению позволяет нам уменьшить влияние более импульсивных сторон нашей натуры, которые могут приводить к проявлению жестокости. Возможно, этот факт и объясняет значительный спад смертности после 1945 года. Этот спад еще усилился за последние 20 лет, уверен Сингер. Если это так, то нет смысла отрицать, что мы можем рассчитывать на дальнейший нравственный прогресс.

Читайте также:

Награда и наказание

Право на безобразие

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

  © 2012–2014 Журнал Трутень.