Пятница, Август 18, 2017
   
Text Size

Поиск по сайту

Трутни проникли в улей

С давних времен трутень ассоциировался с праздным, ленивым человеком, жаждущим лишь мгновенного удовлетворения своих потребностей. К примеру, в диалоге Платона «Государство», понятия «трутень» или «человек с жалом» обозначают человека, вредного государству. А из самых горделивых и корыстных трутней, писал великий греческий философ, вырастают тираны, ведущие народ и страну к краху. Двигателем этого процесса является внушение людям страсти к деньгам.
 
На этом метафоры с миром животных заканчиваются, ведь если пчелы живут в гармонии, несмотря на трутней, то людям свойственна зависть. Поэтому, видя, что человеческий трутень не работает, но ест, другие люди делают так же. В итоге получается полный улей голодных и злых трутней — это мы и называем демократией.

Именно в развитых потребительских обществах поняли опасность прожорливых и ленивых граждан, ставящих свои потребности выше обязанностей. Подобные персонажи здорово показаны в фильме «Scarface» (в российском прокате «Лицо со шрамом») с Аль Пачино в главной роли. Вечный потребитель, переламывающий все на своем пути и уверенный, что мир у его ног, не может не вызывать отвращение. Однако, как бы это ни было печально, трутни пробрались и в наш улей.

Засилье материальной культуры, основанной лишь на постоянном заработке и трате денег, устанавливающей материальные цензы, барьеры и границы, может привести к ужасающим последствиям.

Характерно, что Ницше, в своем небольшом эссе «Греческое государство», видимо, неверно интерпретирует Платона, заявляя, что труд — это позор, и это хорошо понимали только древние греки. Довольно странное заявление, учитывая очевидность позиции Платона в вопросе труда. Возможно, такие мысли Фридриха были обусловлены процессами глубокого социального разложения в Германской империи того времени. К чему привели эти процессы, и какой монстр вырос из Второго рейха нам известно.

Интересно, что в советской традиции аналогию с трутнем часто использовал аппарат партийной пропаганды. Есть отличный мульфильм «Пчелка Жу-жу-жу», учащий хороших одиноких пчелок не связываться с трутнями, даже в ситуации полной безысходности. А лозунг «кто не работает, тот не ест», как и масса агитационных плакатов, сравнивающих безработных с трутнями и тунеядцами, мне кажется, сумели уберечь общество от тяги к бесконечному потреблению, хоть и на малый срок.
   
Подытоживая, я не хотел бы делать далеко идущих выводов или псевдопророческих политических прогнозов, однако поколение молодых хипстеров и офисного планктона, явно нельзя назвать хорошими пчелками для своего роя.

Комментарии   

 
0 # serguei 25.11.2012 01:15
Не понял идеи. Аль Пачино в фильме бандит и наркобарон. Планктон и хипстеры готовы мирно работать за умеренную плату. Ницше действительно считал, что труд это позор, но "монстр", то есть Гитлер и национал-социал исты не были против труда, а даже совсем наоборот
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
0 # Игорь 26.11.2012 19:29
Попытаюсь пояснить: человек дуалистичен по своей природе - в нас заключены как материальная, так и духовная составляющие, и важно уметь соблюдать баланс между ними. Однако, если проследить цепочку преобразования и перерождения культуры нашего общества, я имею в виду морально-нравст венные аспекты, нормы и правила, закладывающиеся с детства, то становится очевидным, что духовность, как отличительная черта российского народа, начинает пропадать. Человек, превращенный в машину для зарабатывания денег автоматически становится машиной и для их растраты. А, как известно, Богу и мамоне одновременно не послужишь, потому вся духовность, рано или поздно, выталкивается из круга бесконечного потребления(я говорю не о вере, как таковой, а лишь о жизненных принципах). Таким образом, происходит подмена понятий в сознании людей, материализация абсолютно всех земных благ существенно упрощает картину жизни. Человек начинает хотеть всего и сразу, и, желательно, побыстрее.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
0 # Игорь 26.11.2012 19:43
Вот тут и кроется главная опасность подобного мировоззрения. Все и сразу, чаще-всего, не получается. Ну и дальше, по тексту Платона. Появляются трутни и блаблабла. Аль Пачино в scarface показателен не тем, что именно он делал, а целенаправленно стью его поступков. Врожденная справедливость, характерная для его героя, не позволяет ему смириться с мыслью, что люди, быть может слабее и глупее него, имеют то, о чем Тони Монтана может только мечтать. Потому он делает все, что бы исправить это. Вот только ценности, достижение которых для Тони становится смыслом жизни, на самом деле ложны.Однако, даже перед смертью, он не понимает этого, да и не желает понимать. Что же касается офисного планктона, Ницше и Гитлера - я был немного не прав, так легко меняя масштабы. Да, третий рейх исправно работал, однако цели, к которым они шли, были исключительно "трутневские", тоже самое можно сказать и о сегодняшнем обывателе, чей девиз - сделать поменьше,иметь побольше. Вот это и есть платоновский "трутень"
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

  © 2012–2014 Журнал Трутень.