Пятница, Август 18, 2017
   
Text Size

Поиск по сайту

Толстой в толчке истории

Однажды летом мы отправились в Ясную поляну. И хотя жара стояла адова, в усадьбу съезжались машины с разными регионами на номерных знаках. Добрую половину гостей составляли свадебные делегации. Все поздравляли молодых и решали, какая пара красивее. Беседы о Христе, религиозном сознании и опрощении, конечно, не велись...

Один из женихов спросил у нас заплетающимся от шампуня языком «Как пройти к Толстому?», не уточнив, однако, к какому именно. Все были на рогах, как положено на свадьбах, но не положено в общественном месте.

К пяти часам вечера к Дому Толстого подтянулась компания великовозрастных байкеров со шлемами в руках. Их разговор сводился к тому, что им необходимо здесь «как положено сходить в толкан». Вход-то в Ясную поляну всего 20 рублей — средняя стоимость туалета на вокзалах. Но вокзальный туалет, конечно, не чета яснополянскому, литераторскому, так сказать.

Видно, они были здесь проездом, и в первый раз — и сразу туалет найти не смогли. Поэтому один из байкеров, смеясь, сказал, что если не увидит в ближайшие пять минут параши, пойдет на могилу Толстого и на..ет прямо там. Благо, на могилу вели многочисленные таблички, так что этот приколист заблудиться не мог. Видимо, он так и сделал, так как к тому времени туалет был уже давно закрыт (Спрашивается, почему? Ведь усадьба еще принимала посетителей).

На берегу Большого пруда разместились несколько юных зевак с пивком и сигаретами в руках. Мы рассказали им эпизод о том, как на 80-летие Толстому одна табачная фабрика прислала в подарок сигары под названием «Лев Толстой». В обратном письме Лев Николаевич напоминал незадачливой фабрике, что давно не курит и не пьет, что отсылает ей назад сигары. Впрочем, граф решил оставить коробку от сигар на память — для музея. Насчет того, присылал ли какой-либо ЛВЗ писателю водку «Лев Толстой», история умалчивает.

Все это говорит о том, что как и во времена жизни Толстого, так и после смерти люди его не понимали. Он всю жизнь прожил по своим правилам, и эти правила теперь вот так запросто сведены к яснополянскому музею, двум романам и фразе «великий русский писатель».

«Твоя деятельность, как муха», — сказал как-то Чехов Толстому. На что Лев Николаевич обиделся. Хотя эту фразу можно смело применить и к самому Чехову, да и для Христа она тоже сойдет. Ее квинтэссенция в том, что человек делает одно, а выходит совсем другое. И все те мысли, которые пытались донести до людей эти три мыслителя, дошли либо в сильно искаженном виде, либо не попали в мозг вообще никак. Хотя надо признать, что Толстой доигрался до того, что его все-таки отлучили от церкви, а это значит, одну мысль он донес — он был против православия.

Хотя с этим не согласны некоторые экскурсоводы, которые водят людей по Ясной. «Соединение и перевод четырех Евангелий» они воспринимают как «заход ума за разум», о непротивлении злу насилием говорят только в теоретическом смысле. А на вопрос, зачем вы вообще пошли сюда работать, если главные мысли Толстого не разделяете, отвечают в том духе, что пути господни неисповедимы.

2010 — год столетия смерти Льва Толстого. Вице-президент РСПП Игорь Юргенс сказал по этому поводу, что православные так или иначе препятствуют отмечанию годовщины.

Но зачем? Ведь Толстой христианин, человек, который всю жизнь думал о боге, об истине. Зачем забраковывать его, чем он так согрешил?

«Мы все очень грешные люди, — поясняет наш знакомый богослов. — Но все мы объединены одной церковью, глава которой — Христос. Неправославные люди не являются частью этой церкви, тем более те, кто открыто выступает против православия. Все очень просто и четко».

Но Толстой враг не только для православия. Большинство его мыслей чужды и светским людям. Конечно, хорошо и весело говорить о каноническом «Войне и мире», где Наташа танцевала на балу, а Болконский рефлектировал под небом Аустерлица. Другое дело поговорить о книге «Что такое искусство» или «О Шекспире». Хотя тут можно порассуждать в том духе, что два гения не могут ужиться на одной земле или что это «бред сивой кобылы».

В фильме «Доживем до понедельника» учитель говорит: «То и дело слышу: Жорес не учел, Герцен не сумел, Толстой недопонял… Словно бы историей орудовала компания двоечников».

В наше время, как и в эпоху матерых советских идеологов, оказывается, что Солженицын не разобрался, Достоевский не учел, Толстой переборщил, Куприн недоперепонял, а Сорокин и Пелевин все сделали правильно…

Советская цензура сменилась постмодернистской, и не дай бог кому-то нарушить главные заповеди: «все хорошо в меру», «все относительно», «не надо нас учить».

Кто такой Толстой в понимании современного человека? Занудный монументальный дедок с бородой, который «лечит» всех каким-то предсмертным бредом. О чем он парит? Если вкратце: о том, что надо делать хорошо, и не надо дурно. Это не духовный лидер. Так, мертвый истукан.

Но мертвый истукан сидит в людях, которые разучились пользоваться органом, располагающимся у них между ушами. И речь в данном случае идет не о безобидных байкерах — те хотя бы не пытаются делать вид, что понимают в Толстом.

А Толстой — это был по-настоящему клевый, всегда молодой человек, рождающий прекрасные, живые и глубокие идеи. Бесстрашный бунтарь, который бросил вызов обществу, царю, черту лысому; он подтягивался, крутил «солнышко», и даже в преклонном возрасте был способен накостылять любому Вронскому или Курагину.

Он был против православия, против царя, против прогресса, он считал, что искусство должно быть поиском бога. Таково было его особое мнение. И все это он объяснял нормальным, простым, человеческим языком. При чтении его размашистых рассуждений никогда не покидает чувство, что беседуешь со старым приятелем, настоящим парнем без ехидства и выпендрежа, который толкует о жизни, и отвечает на все твои вопросы.

Проблема в том, что такой объем глубоких мыслей (не путать с информацией) большинство людей осилить не в состоянии, им это просто неинтересно. Они стараются загнать все в рамки и подпункты: 8 этапов развития Наташи Ростовой, 5 ключевых эпизодов Карениной, цвет лошади Фру-фру…

А сами мысли Толстого? В чем они? Да видимо, как и мысли Христа — надо делать хорошо и т.д. А что такое хорошо, что такое плохо? Фиг его знает... Короче, великий писатель...

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

  © 2012–2014 Журнал Трутень.